Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г.Пенза, ул.Володарского, 32
  • 8 (8412) 20-93-25
  • sarpenza@yandex.ru

Новости

Александр Хачатурян: «Лестница в небо не всегда дорога к Богу» Александр Хачатурян: «Лестница в небо не всегда дорога к Богу» Александр Хачатурян: «Лестница в небо не всегда дорога к Богу» Александр Хачатурян: «Лестница в небо не всегда дорога к Богу»

Количество просмотров: 1149

Мастер высочайшего уровня. Его  двухметровый Остап Бендер украшает шахматную столицу в Калмыкии, а Остап Бендер 2.0. – столицу Бразилии. Его работы победители международных конкурсов. Его образы будоражат сердца зрителей.

Грустные глаза, никакой суеты… Сильные руки и внутренняя глубина. Художник Хачатурян сам достоин стать моделью скульптора-монументалиста. Он впитал в себя многие культуры: родился в Грузии, детство провел в Армении, учился и в России и на Украине, а сердцем зацепился и душой прикипел к Пензе. Александр благодарный ученик. Каждый, кто встречался у него на пути, становился его Учителем. Даже те, кто не испытывали добрых светлых чувств к Мастеру, давали ему отличные уроки. « Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель». Сократовское отношение к миру  стало жизненным кредо Художника. Также как  Великий Философ относится Хачатурян и к человеку. Вера в бессмертие души человеческой не исключает надобности в ежедневном «украшении» души  плодами познания и качествами, которые делают человека Человеком, а душу достойной бессмертия. А это путь очень тернистый. Его работа  «Бытие мое» (1996г., бронза) как раз об этом.

Центральный образ в композиции – это колено преклоненный Иосиф Обручник, на шее у которого восседает Богородица с младенцем, а на спине стоит Осел. Причем, его передние копыта на плечах Марии! 

Первая реакция зрителя на эту работу – смущение, стыд, смятение чувств, неуютство в душе переходящее в обреченность. Но стоит чуть подольше постоять у согнутого тяжким бременем Иосифа и  душа начинает роптать. Человек не может быть оседлан Ослом!  Место Матери и ребенка не на шее, а в сердце! Классический образ Иосифа  в искусстве благородный  муж, представитель всего человеческого рода до рождества Христова, ведущий под уздцы осла, на котором сидит Мария с младенцем. У Хачатуряна Иосиф – обычный человек, не видящий  Бога под грузом животных страстей (Осел в «Бытии моем» - основная вертикаль композиции). И  именно по этой причине оказавшийся в столь неприглядной позе. Так и хочется скинуть осла, подать руку Марии, чтоб она спустилась на землю. Так хочется, чтоб Иосиф встал с колен и увидел Бога … Бог же так близко! Совсем рядом….Эта тревожащая зрителей работа одна из самых необычных  у Мастера.  Тема Бога и Человека -  одна из самых любимых у Художника. С нее мы и начали нашу беседу

- Александр Саркисович, проект «Покаяние» был представлен вами миру в 1996 году. Но я знаю, что над ним вы работали очень долго…В первоначальном варианте  на самой верхней ступени лестницы, уходящей в небо, стоял Христос, раскрывающий руки для объятия. А сейчас Христос исчез…

- Иисус с распростертыми объятиями не стоит на каждой лестничной площадке высотки и отпущение грехов  не гарантировано. В какой-то момент я понял, что для меня важен  путь человека, который осознал необходимость покаяния. Не финал мне показался важным, а процесс, дорога к Богу. Причем, не важно Иисус, Аллах, Будда…. Поэтому в последней версии Христос отсутствует

- Но ваша лестница – это все-таки лестница к Богу?

- Лестница в небо не всегда дорога к Богу.

- Но всегда дорога… Я очень люблю ваших мудрецов и философов. Даже в их статике чувствуется движение. Кстати, у вас несколько Диогенов. Почему? Он вам особо симпатичен?

- Вы знаете, что у него написано на его надгробии?

 «…Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет»

 

- Но судя по вашей трактовке Диогена – это путь в никуда? Ваш ранний Диоген смотрит в небо, сидя на бочке. А поздний, как будто не найдя, того что  искал наверху, обреченно подпер руками голову и взгляд его уже устремлен  вниз, в глубь земли…

-У каждого свой путь. Свои герои, свой Бог и свои демоны…

 

- Да уж… Демонических страстей в вашем творчестве хватает. «Бунт разума», «Отчаяние»…

 

- Надеюсь, что есть в моем творчестве место и для ангелов…

 

- Безусловно!  Ваш трогательный «Спящий амур» одна из самых любимых моих работ. А  когда я смотрю на «Мыльные пузыри», то почему-то всегда приходит в голову одна и та же мысль.  У вас с Пикассо была одна и та же модель. Его  «Девочка на шаре»  - это ваша малышка с мыльными пузырями, только повзрослевшая.  Детство в вашей интерпретации всегда очень нежное, чистое и … такое хрупкое, аж, дух захватывает. Наверное, у вас у самого было золотое,  счастливое детство

 

- Детство? Оно было чудесное. Не золотое, а алмазное

 

- В каком смысле?

 

- У меня отец работал в Нор-Ачине на заводе, где ограняли алмазы, работали с полудрагоценными камнями. И мы с друзьями  бракованными камнями (с трещинками, со сколами)  играли во дворе….  Представляете,  рубинами играли в чеку…. А если серьезно, то к миру ребенка я отношусь с большим трепетом.

 

- Это, наверное, ваша педагогическая деятельность наложила свой  отпечаток?

 

-  Может быть… Не знаю. Просто дети к Богу ближе. Они живые, искренние. Я очень люблю с ними работать. Наверное, поэтому до сих пор работаю в художественном училище. Наверное, поэтому я пришел к своим соотечественникам , в пензенское региональное отделение «Союза армян России» с  предложением открыть для наших детей скульптурную мастерскую. Знаете, есть время разбрасывать камни, а есть время собирать камни. Было время, когда я жил, вбирая, впитывая, учась. Пришло время отдавать, делиться, обучать.

 

- Поэтому вы и стали одним из учредителей этой общественной организации?

 

- Да. Но есть и еще одна причина. Я глубоко убежден, что только объединившись можно сделать, действительно, нужные и полезные  проекты. В одиночку – это к Богу.  А реальные дела для реальных людей - только командой. И я рад, что вокруг  Сенника Варшамовича (прим. Саакян  С.В.– председатель Пензенского регионального отделения «Союз армян России»)  сегодня собралась команда единомышленников. Думаю, что  мы многое сможем сделать.

 

Справка

 

Александр Хачатурян - скульптор, член Союза художников России,  преподаватель отделения скульптуры в Пензенском художественном училище им. К. А. Савицкого.

Его работы есть в Пензе, Элисте и Рио-де-Жанейро.

Больше всего работ Хаачтуряна в Калмыкии. Художник четырежды принимал участие в международных симпозиумах скульпторов, создав за короткий срок не только большое количество скульптур, но действительно произведения высокого мастерства. Скульптурная композиция «Путь к Солнцу» в г. Элисте  на международном симпозиуме скульпторов получает I премию; в 1998 году, за серию монументальных работ, созданных для г. Элисты, ему было присвоено звание «Народного художника» республики Калмыкии.

Все скульптуры Александра Хачатуряна в Элисте связаны с историей  и культурой Калмыкии. Например, «Путь к солнцу»(1997г., песчаник), «Буддийский монах»(1997г., песчаник), «Повелитель Время»(1998г., мрамор), «Лучник»(1998г., мрамор), «Птица Гарди»(1998г., известняк), «Каспий»(1998г., известняк), «Маска»(1998г., доломит), «Солнечные часы» (1998г, известняк). В  1999 году в г. Элисте состоялось открытие памятника герою «12 стульев» и «Золотого теленка» великому комбинатору Остапу Бендеру, который был сделан Александром Хачатуряном по заказу Кирсана Илюмжинова. Копия скульптуры Хачатуряна «Остап Бендер»  установлена в Рио-де-Жанейро (Бразилия), куда мечтал уехать великий Остап.


Фото: личный архив А. Хачатуряна.