Цветовая схема: C C C C
Размер шрифта: A A A
Изображения:
  • г.Пенза, ул.Володарского, 32
  • 8 (8412) 20-93-25
  • sarpenza@yandex.ru

Новости

20.08.2018

Количество просмотров: 435

Выступление президента САР, члена Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Ара Абрамяна на ежегодном семинаре-совещании по вопросам реализации Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года (Ставрополь, 15 мая)

Уважаемые коллеги, друзья!

Межнациональный мир и согласие являются одним из величайших исторических достижений Российской государственности. Вместе с тем, межнациональный мир и согласие в обществе выступают важнейшим условием последующего поступательного развития нашей страны, что требует от всех политических сил и всех народов России постоянного внимания к межэтническим отношениям и регулярной работы в сфере реализации Государственной национальной политики, воспитания молодого поколения в духе традиционной дружбы и взаимного уважения.

Наша встреча неслучайно проходит в г. Ставрополе, в центре русского Предкавказья, который вместе с республиками Северного Кавказа образует Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО). Традиционно Кавказ являлся не только южными рубежами Российского государства, но и представлял палитру многонациональной страны, этническая самобытность и культура народов которого обогащает всех нас.

За более чем 200-летнюю историю российского утверждения на Кавказе в регионе произошли множество позитивных перемен, связанных с укреплением стратегической безопасности от внешних угроз, развитием национальных культур и образования, становлением многокомплексной экономической инфраструктуры, расширением транспортных и энергетических коммуникаций, строительством новых городов, воспитанием национальных административных кадров, научной и творческой интеллигенции и т.д.

К сожалению, наша общая история была омрачена и рядом внутренних конфликтов, массовых переселений и репрессий, оставила в наследство немало проблемных вопросов территориального порядка. Однако в семье единых народов Кавказ вместе со всей Большой Россией прошел суровые испытания временем, сообща мы отстояли свободу нашей общей Родины в ходе двух мировых войн.

Развал Советского Союза особенно тяжело сказался и на ситуации в регионе, что было связано не только с проблемами острого социально-экономического кризиса, но и трагедией гражданского конфликта в Чечне, ростом внешней и внутренней миграции, распространением нехарактерных для нашего общества идеологических течений этнического национализма и религиозного экстремизма.

В 1990-е годы страна оказалась перед угрозой новых внутренних вызовов, подогреваемых из различных зарубежных антироссийских центров Запада и Востока, которые в конечном итоге могли спровоцировать новый развал Российской государственности. Однако с приходом к власти администрации президента В.В. Путина началась новая страница в российской истории, нацеленная на укрепление основ государства, российского федерализма, демократии и дружбы наших народов.

Мы смогли преодолеть кризис гражданского конфликта в Чечне, нанести сокрушительный удар основным силам международного терроризма на Северном Кавказе, потушить пламя межэтнических конфликтов на примере Ингушетии и Северной Осетии, протянуть руку помощи и защитить народы Абхазии и Южной Осетии от агрессии безответственных властей Грузии, начать кропотливую работу по восстановлению прочной стабильности в регионе, направить усилия и ресурсы общества на достижение созидательных целей и задач мирного развития российского Кавказа.

Можно сказать, что от состояния и динамики развития межнациональных отношений в Северо-Кавказском федеральном округе во многом зависит барометр общего положения дел в национальной сфере России. И эта особенность региона определяется не только его этнографической картой и конфессиональным составом, проживанием здесь десятков народов, христианских и мусульманских общин, но и геостратегической значимостью Кавказа, его пограничным положением с достаточно напряженным Югом.

Наше заседание имеет целью рассмотреть актуальные вопросы состояния межнациональных отношений в регионе и изучить предложения, направленные на дальнейшее укрепление межнационального мира и согласия в СКФО. Должен отметить, что армянская община традиционно проживает на территории субъектов Северо-Кавказского федерального округа. Так, численность армянского населения Ставропольского края ныне составляет 6% от общего числа населения (или более 160 тыс. человек). По неофициальным данным, в крае проживает от 300 до 400 тыс. армян, то есть порядка 11–15% населения. Наша община Ставрополья является второй (после Краснодарского края) по численности армянской общиной в Российской Федерации.

Данная статистика показывает не только многочисленность нашей общины, но и, прежде всего, свидетельствует о благоприятствующих факторах Российского государства и общества, создавших условия подобного роста армян в крае, а также накладывает особую ответственность перед общиной в плане укрепления межнационального мира и согласия в Ставрополье. Нам особенно отрадно отметить, что армяне Ставропольского края достаточно системно интегрированы в местную среду, мы не встречаем никаких преград языкового, культурного, бытового и прочего порядка.

Наша краевая община и ее представительные общественные институты считают одним из своих приоритетных направлений деятельности – тесное взаимодействие с органами власти и правоохранительными структурами, а также поддержание и развитие самых добрых и дружественных отношений с другими национальными общинами и их организациями.

В этой связи мы отмечаем особую положительную роль "Дома Дружбы", которая стала реальностью благодаря инициативам местных этнических общин и политической дальновидности краевого руководства. Настоящий институт призван обеспечить взаимодействие всех этнических общин края, развивать межкультурный диалог и способствовать укреплению межнационального мира и согласия в Ставрополье.

Большое внимание в нашей деятельности региональное отделение САР и в целом армянская краевая община уделяет вопросам расширения многообразных торгово-экономических, культурных и гуманитарных связей между Ставропольем и Арменией. Следует отметить, что за последние годы эти партнерские отношения значительно укрепились, увеличиваются объемы экспорта и импорта на рынке сельскохозяйственной продукции. При этом, учитывая традиционно добрые отношения между Ереваном и Ставрополем, край фактически стал для Армении связующим звеном при взаимодействии с другими субъектами Юга России.

Конечно, тема гармонизации межнациональных отношений, расширения диалога этнических культур, укрепления общероссийской гражданской идентичности, воспитания молодого поколения, профилактика экстремизма, развития русского языка, углубления общеобразовательных и общественных программ по-прежнему сохраняют свою актуальность как приоритетные направления реализации Государственной национальной политики. Вместе с тем, для принятия важных решений в данной области важны не только теоретические рассуждения, а практический опыт и рекомендации.

В целях эффективной реализации Государственной национальной политики в регионе полагаем целесообразным:

1. Расширение многообразных контактов этнических общественных объединений СКФО с региональными и местными органами власти и правопорядка, взаимодействие по теме профилактики правонарушений в области межнациональных отношений.

2. Формирование при аппарате Полномочного представителя Президента Российской Федерации по СКФО регионального информационного центра мониторинга состояния межнациональных отношений и выдвижения своевременных предложений по локализации всякой напряженности в данной области.

3. Проведение на плановой основе регулярных общественно значимых культурных мероприятий на площадке "Дома Дружбы" усилиями региональных этнических объединений, нацеленных на расширение диалога культур и пропаганду достижений Государственной национальной политики в сфере сохранения и развития самобытности народов России.

4. Регулярное предоставление лидерам национальных общин и организаций эфирного времени на местных теле- и радиоканалах для доведения до общества своих достижений и положительного опыта реализации Государственной национальной политики по укреплению межнационального мира и согласия.

5. Возрождать исторические традиции российского Кавказа в целях воспитания подрастающего и молодого поколения россиян в духе патриотизма, дружбы и взаимного уважения. В этой связи предложить предоставление г. Георгиевску звания города Кавказской славы, где в 1783 г. был подписан знаменитый Георгиевский трактат, с чего и началась славная страница русской истории на Кавказе.

6. Поддержать на государственном, общественном и научно-методическом уровнях идею становления и развития Российского института кавказских исследований, в котором целесообразно изучать как историю и культуру народов Кавказа, так и разработать этнокультурные компетенции для обучающейся молодежи.

7. В рамках повышения роли и места СМИ в достижении межнационального мира и согласия, создать цикл документальных фильмов о формировании русского Кавказа и межнациональной России в традициях дружбы и мира.

В заключении позвольте выразить надежду, что подобные встречи в нашей практике станут регулярными с насыщенной повесткой вопросов, рассмотрение которых позволит нам получить полное представление о динамике межнациональных отношений в регионе, достижениях и издержках.

г.Ставрополь
15.05.2018

Источник: http://sarinfo.org/sarnews/17-05-18-2.shtml